1) отдаление от Церкви и благодатных её средств.
Это заморяет росток христианской жизни, разобщая его с источниками и он увядает, как увядает цвет, поставленный в тёмном месте.
2) Невнимание к отправлениям телесным.
Думают, что тело может всячески развиваться без вреда для души: между тем, в его отправлениях седалища страстей, кои вместе с его развитием развиваются, коренятся и овладевают душою. Проникая телесные отправления, страсти получают в них себе оседлость, или устрояют из них неприступную некоторую крепость и тем упрочивают за собой власть на всё последующее время.
3) Безразборное, не направленное к одной цели развитие сил души.
Не видят цели спереди, - не видят пути к ней. Отсюда, при всей заботе о современнейшем образовании, ничего более не делают, как только раздувают пытливость, своеволие и жажду наслаждений.
4) Совершенное забвение о духе.
Молитва, страх Божий, совесть редко берутся во внимание. Была бы исправность видимая, а о внутреннем состоянии души никто не заботится, предполагая, что оно само по себе развивается правильно.
5) Во время обучения - закрытие главнейшего дела побочными, заслонение его единого - множеством других
.
22. Как улучшить современное воспитание. После этого не трудно определить, какие нужно принять в руководство педагогические меры в целях улучшения современного воспитания. Со своей стороны св. Феофан настоятельно рекомендует:
1) Хорошо понять и усвоить начала истинного христианского воспитания и действовать по ним, прежде всего дома. Домашнее воспитание есть корень и основание всему последующему. Хорошо воспитанного дома, превратное школьное воспитание не так легко собьёт с прямого пути.
2) Вслед за тем, перестроить по новым, истинным началам школьное воспитание, внести в него христианские элементы, неисправное исправить; главное - держать во всё время воспитания воспитываемого под обильнейшим влиянием св. Церкви, которая всем своим устроением спасительно действует на созидание духа. Это не давало бы разгореться греховным возбудителям, отвевало бы дух мира и отгоняло бы дух из бездны.
3) Нужнее же всего воспитывать воспитателей под руководством таких лиц, которые знают истинное воспитание не по теории, а по опыту. Образуясь под надзором опытнейших воспитателей, они передадут своё искусство другим, последующим35.
23. Нужно знать возрастную психологию. И ещё в обязанность воспитателей епископ Феофан вменял (хотя это и не пишется явно) основательное знание возрастной психологии, педагог должен знать особенности того возраста с которым он сталкивается и соответственно тому располагать свою деятельность . Целью христианского воспитания святой епископ естественно поставлял насаждение христианского образа мысли и научение христианскому образу мысли. По окончании курса воспитания душа питомцев, как дева чистая, должна быть представлена Христу уготованной на всякое дело благое . Плодом такого воспитания бывает, как показывает опыт, какая-то особенная нравственная чистота, невинность и неведение зла, в соединении с кроткой устойчивостью в добродетели.
24. Плоды доброго воспитания.
Перечисляя плоды доброго воспитания, епископ Феофан первым и главным поставляет сохранение благодати св. Крещения, следствием чего бывает характерным для такого человека - живость, лёгкость. В чертах нравственного его характера отражаются чувства невинного ребёнка, которые проявляют себя через необыкновенное радушие, искреннюю доброту и тихость; сохраняется непритворное детское веселонравие, радость о Духе Святом. Таковому свойственна даже некоторая прозорливость и мудрость, по причине чистоты сердечной. Сила Духа обитающая в нём и явно действующая, невольно влечёт к себе всех, кто с ними имеет какое-то общение.
25. Сохранение добродетели на всю жизнь.
«Главнейшее же нравственное совершенство, принадлежащее сохранившемуся целым в лета юности, - по слову Святителя, - есть некоторая непоколебимость добродетели во всю жизнь. Самуил остаётся твёрдым при всех искушениях соблазна в доме Илии и среди волнений народных в обществе. Иосиф среди недобрых братьев, в доме Пентефрия, в темнице и в славе, равно сохранил свою душу непорочною. Поистине, благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей (Плач. Иер. 3, 27). Чадо, от юности твоея избери наказание и тогда до седин обрящеши премудрость. В делании ея мало потрудишися и скоро ясти будеши плоды ея (Сирах. 6, 18. 20). Правое настроение обращается как бы в природу, и если иногда несколько нарушается, скоро приходит в первый строй. Потому в Четь-Минеях святыми находим большею частью тех, кои сохранили нравственную чистоту и благодать крещения в юности».
26. Заключение. Таково в общих чертах учение святого Феофана Затворника о семейном воспитании и школьном образовании. Его педагогические взгляды по вопросам христианского воспитания и образования встречаются во многих его произведениях и поучениях, но главным образом сгруппированы в сочинении «Путь ко спасению», первой его части. Он здесь систематически изложил нам целую науку о воспитании, «в которой, - по словам исследователя, - с поразительной глубиной психологического наблюдения и замечательной широтой жизненного опыта раскрыты все важнейшие вопросы христианской педагогики. В ней яркими чертами нарисован истинный идеал воспитания и образования и в соответствие ему указаны требования о личности учителя и воспитателя». Причём, эти взгляды не только возвышенны, но и целесообразны; они вытекают из основательного знания человеческой природы. Отсюда является необходимость усвоить и принять в руководство эти взгляды всем, желающим воспитывать как своих детей, так и учеников в духе христианской веры и благочестия.
Тобольская Духовная семинария
Библиография (Коржевского)
Коржевский В. Н.
Св. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1994. - С. 64.
Мысли на каждый день года.//Смирнов П. А. Жизнь и учение Преосвященного Феофана Вышенского Затворника. Изд. 2-е. М., 1915. - С. 21.
Блаж. Августин. // Настольная книга священнослужителя. Том. 8. М., 1988. - С. 111.
Авва Дорофей Поуч. 17.
Смирнов П. А. Жизнь и учение............ С. 78.
Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. Л.: "Соборный разум"., - 1991. - С. 15.
Описание сторон человеческой природы заимствуется из книг св. Феофана: "Что Есть духовная жизнь и как на нее настроиться" (Письма № 5-9) и "Внутренняя жизнь" (№7).
Ср.: св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 1994. - С. 326.
Ср.: Там же. С. 685.
Пс. 41: 3.
Там же С. 46.
Путь ко спасению. С. 25.
Путь ко спасению. С. 27.
Там же. С. 28.
Сам святитель Феофан, когда ещё был инспектором в Киевском училище располагал студентов к физическому труду: к столярному, переплётному ремеслу. В летнее время предпринимал с ними продолжительные загородные прогулки.
Путь ко спасению С.35.
Там же С.35.
Там же С.41.
Там же С.44.
Там же С.44.
Мысли на каждый день года. Нед.25. по Пятидесятнице. Вторник.
Путь ко спасению. С. 234 - 235.
См.: Смирнов П.А. Жизнь и учение... С. 38.
Святитель Феофан Затворник. Созерцание и размышление. М.; 1998., - С. 241.
Там же. С. 244.
Там же. С. 245 - 246.
Св. Феофан. Что есть духовная жизнь... С. 29.
Св. Феофан. Путь ко спасению. С. 191.
Там же. С. 64.
Для не имеющих ещё такой способности Св. Феофан советует: "Нынешних естественников не слушай; они всё навыворот толкуют: что естественно, то у них неестественно, а что неестественно, то у них естественно, - называют лукавое добрым, а доброе лукавым. Смотри, что говорит Господь в Евангелии и св. апостолы в писаниях своих, и по их указаниям определяй естественное" (Мысли... Нед. 7 по Пятид. Суббота. С. 101).
Св. Феофан. Созерцание и размышление... С. 247.
Там же. С. 64.
Там же. С. 402 - 407.
Путь ко спасению. С, 60-61. Видя все эти недостатки в современном образовании Святитель Феофан с грустью констатирует тот факт, что в школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество и воспитывают в них антихристианский дух. Вдобавок к этому и в общество вошли нехристианские обычаи, которые окончательно развращают молодёжь по выходе из школы. "Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, - пророчески говорил он ещё в (((веке, - то будет всё больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира" (Мысли. Нед. 28 по Пятид. С. 172).
Путь ко спасению. С. 63-64. Большую помощь христианским воспитателям может оказать священство, которых прямая обязанность - юное поколение с первых сознательных лет учить христианской вере. "Школ нечего дожидаться. - говорит Святитель. - Это надо делать словесно, собирая детей в Церковь и в дом по воскресным вечерам, или когда и как будет удобнее" (Мысли... Нед. 10 по Пятид. Понед. С. 109).
В помощь воспитателям св. Феофан даёт, например, подробную характеристику юношеского возраста, как возраста, более других представляющего затруднений для воспитательного воздействия. Смотри на этот счёт очень интересные психологические заметки в его книге - "Путь ко спасению" (Отдел (. С. 49 - 60).
Св. Феофан. Созерцание и размышление. С. 248.
Путь ко спасению. С. 66.
Смирнов. П. А. Жизнь и учение... С. 23.
Путь ко спасению
Краткий очерк аскетики
Святаго отца нашего Иоанна Златоустаго уроки о воспитании
1. Родить детей есть дело природы; но образовать и воспитать их в добродетели - дело ума и воли.
2. Под долгом воспитать своих детей я разумею не одно то, чтобы не допустить их умереть с голоду, чем люди, кажется, и ограничивают свои обязанности по отношению к детям. Для этого не нужно ни книг, ни постановлений: об этом весьма громко говорит природа. Я говорю о попечении образовать сердца детей в добродетели и благочестии, - долг священный, котораго нельзя преступить, не сделавшись виновным в некотораго рода детоубийстве.
3. Эта обязанность обща как для отцев, так и для матерей. Есть отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям своим учителей в удовольствиях и потворствовать прихотям их, как богатых наследников; а чтобы дети были христианами, чтобы упражнялись в благочестии, - до этого им мало нужды. Преступное ослепление! - Этой-то грубой невнимательности должно приписывать все беспорядки, от которых стонет общество. Положим, что вы приобрели для них большое имущество, но если они не будут уметь благоразумно вести себя, оно сохранится у них недолго. Имущество будет расточено; оно погибнет с обладателями своими, оно будет самым печальным для них наследием.
4. Ваши дети всегда будут довольно богаты, если получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их нравы и хорошо устроить их поведение. Итак, старайтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, владыками своих страстей, богатыми в добродетелях. Приучите их не вымышлять мнимых нужд, и блага мира сего ценить так, чего они стоят. Внимательно наблюдайте за их поступками, за их сообществами, за их связями - и не ожидайте от Бога никакой милости, если не исполняете сего долга.
5. Если апостол заповедует нам более пещись о других, чем о себе, и если мы бываем виновны, когда не радим о их пользе, то не гораздо ли более бываем виновны в том случае, когда это относится к тем, кои к нам так близки? Не Я ли, скажет нам Господь, дал место сим детям в семействе вашем? Не Я ли вверил их вашему попечению, поставив вас их владыками, попечителями, судиями? Я дал вам полную власть над ними; Я возложил на вас все заботы о их воспитании. Вы скажете мне, что они не хотели подклониться под иго, что они его свергли. Но это-то и надлежало предотвратить в самом начале; вы должны были овладеть первыми их впечатлениями, наложить узду, когда они еще не имели силы разорвать ее; подклонить эту юную душу под иго долга, приучить ее к нему, образовать ее по оному, обвязать рану, когда она только что зарождалась; исторгнуть терние, когда оно начинало только появляться около этого нежнаго растения, а не ожидать, пока оно пустит глубокие корни, пока страсти, усилясь постепенным развитием, сделаются необузданными и неукротимыми.
6. Премудрый говорит: суть ли ти чада, накажи я, и преклони от юности выю их (Сир. 7, 25). Но Господь не только внушает нам это повеление устами Своего Пророка, - но еще берет нашу сторону, обеспечивая исполнение сей заповеди страшным наказанием, коим угрожает детям, непокорным власти своих родителей; человек, иже аще зло речет отцу своему или матери своей, смертию да умрет (Лев. 20, 9). Он наказывает смертию тех, которые становятся виновными против вас, а вы хладнокровно смотрите на те вины, которыя они совершают против самой верховной власти. Они восстают против Самого Бога, преступая Его заповеди, а вы на это взираете без всякаго негодования, без малейшаго детям укора. Что теряет Он от их оскорблений? Ничего. Но вы, чего вы не должны страшиться за самих себя? Потому что кто оставляет Господа, тот не станет уже уважать ни своего отца, ни себя самого.
7. Дети покорныя и нерныя Богу в повиновении закону Его нашли бы обильный источник счастия, даже временнаго. Бедный с христианскими нравами заставляет уважать и любить себя, между тем как при злом и развращенном сердце, все ваше богатство не спасет от негодования и отвращения всех вас окружающих.
8. Юноша, которому вы дадите доброе воспитание, мало того, что приобретает себе всеобщее уважение, сколько он делается милее для вас самих! Ваша привязанность к нему не будет одним простым влечением природы; она будет плодом его добродетели. За это, во время вашей старости, вы в свою очередь получите от него все услуги сыновней любви; он будет вашею опорою. Потому что, как те, кои не почитают Господа, презирают и своих родителей; так, напротив, те, кои чтут Бога, Отца всех человеков, всегда будут всячески уважать и тех, от кого они получили жизнь.
9. Положим, что вы исполните заповеди закона во всех других отношениях, но будучи неверны этой одной заповеди, вы будете наказаны строго. Выслушайте на это доказательство, взятое из истории одного древняго народа. Вы тотчас увидите, какому страшному наказанию подвергают себя отцы, небрегущие о воспитании детей своих. У Иудеев был один священник, уважаемый за кротость своего нрава; он назывался Илий. Сей священник имел двух сынов, которые предавались всем порокам. Отец не заботился об этом и едва обращал на то свое внимание; или ежели разврат их, доходя до высшей степени, заставлял его делать им выговоры, он делал это без должной ревности и власти. Ему следовало бы строго наказать их, прогнать их с своих глаз, употребить меры строгия, чтобы прекратить их беспорядки. Ничего не бывало: он ограничивался тем, что говорил им в виде увещания: ни, чада, не творите тако; яко не благ слух, егоже аз слышу о вас (1 Цар. 2, 24). Это ли надлежало говорить? Они оскорбляли Бога, - и он называл их своими чадами? Они забывали Того, Которому обязаны своим существованием, а он признавал еще их за свое семейство? Напрасно и бесполезно он делал им увещания. Нет, - здесь требовались не увещания, но уроки сильные, истязания строгия, врачевство столь же крепкое, как и зло. Он должен был действовать страхом и исторгнуть это юное сердце из его оцепенения. Увещания! Дети Илия не имели в них недостатка. Бесполезныя слова! Преступная кротость, которой они сделались жертвами! Начинается война, несчастные делаются добычею неприятеля; отец, узнав о их злополучии, падает на землю и, разбив голову, умирает.
10. Я сейчас говорил вам, что отцы, которые не заботятся дать христианское воспитание детям своим, суть чадоубийцы, убийцы собственных детей. Не правда ли? Кого должен винить Илий в смерти своих детей? Самого себя. Правда, меч врага умертвил их, но беспечность лжеотца направила его удар; оставленные небесною помощию, они явились нагими против стрел филистимлянских. Отец погубил и себя и их. Между тем мы ежедневно видим пред собою тоже самое. Сколько есть родителей, которые не хотят взять на себя труда исправить своих детей, непокорных и развращенных! Они как будто боятся огорчить детей, если будут строгим слоном обуздывать порочныя наклонности, которым они предаются. Что же выходит? Беспорядки увеличиваются; безнаказанность доводит до государственных преступлений; суды пробуждаются; несчастные умирают на месте казни. Не исправляя их - делаетесь их сообщниками. Вы отказались от личных прав своих над ними и подвергли их строгости общественнаго наказания; и вот человеческое правосудие употребило над ними свои строгия права. Вы страшитесь унизить их легким наказанием в вашем присутствии; но какое ужасное бесчестие падет на вас, когда сына вашего более не станет и отец, всюду преследуемый взорами обвинителей, не осмелится уже нигде показаться.
11. Итак, умоляю вас, позаботьтесь о добром воспитании детей ваших. Прежде всего помышляйте о спасении душ их. Бог поставил вас главами и учителями всего вашего семейства; ваш долг - наблюдать, и наблюдать непрестанно, за поведением своей жены и своих детей. Послушайте св. Павла. Если жены ваши, говорит он, хотят чему научиться, пусть спрашивают о том у мужей своих. Воспитывайте детей своих в учении и наставлении Господнем (1 Кор. 14, 35; Ефес. 6, 4). Подражайте Иову, который постоянно смотрел за детьми своими и приносил умилостивительныя жертвы за тайные проступки, какие могли они сделать (Иов. 1, 5). Подражайте Аврааму, который менее заботился о приобретении богатства, нежели о сохранении закона Божия всеми домашними своими, и о котором Господь свидетельствовал: вем, яко заповесть сыном своим... И сохранят пути Господни творити правду и суд (Быт. 18, 19). Давид, приближаясь к смерти, хочет оставить Соломону самое прочное наследство; он призывает его к себе, чтобы повторить ему следующия мудрыя наставления: аще сохранят сынове твои пути своя, еже ходити предо Мною во истине всем сердцем своим и всею душею своею, не искоренится тебе муж с престола Израилева (3 Цар. 2, 4). Вот образцы, которым мы должны подражать и во время жизни и при последнем издыхании!
12. Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности.
13. Мы не щадим ни трудов, ни издержек на то, чтобы обучить детей светским наукам, чтобы выучить их хорошо служить властям земным. Безразлично для нас одно знание св. веры, одно служение Царю небесному. Мы позволяем им посещать зрелища; а чтобы они не убегали Церкви, чтобы не стояли в ней неблагоговейно - о том мало заботимся. Мы заставляем их давать отчет в том, что они выучили в своих светских училищах; почему же не требовать от них отчета в том, что они слышали в дому Господнем?
Павлова Екатерина,
студентка II курса РГУ им. С.А. Есенина
Мысли свт. Феофана Затворника о воспитании детей
Большая часть долгих лет общественного служения Завтворника Вышенского была посвящена педагогической деятельности. служил во всех типах духовных школ, и в своей деятельности явился истинным христианским педагогом, главной воспитательной силой которого была любовь к ближнему, нравственное воздействие на юные, еще не окрепшие умы. Он постоянно состоял в переписке по вопросам воспитания, ведь воспитать своих детей верными чадами Бога и Церкви может помочь совет только духовно опытного наставника. Обратившись к письмам святителя Вышенского, каждый человек обнаружит для себя бесценное богатство духовного опыта, советы и наставления, которые можно применять на практике.
В своем докладе мне хотелось бы представить отрывки из переписки Владыки Феофана со своими духовными чадами, которые идут ко Спасению путем «малой церкви» – своей семьи, и подчеркнуть его основные советы по воспитанию детей.
В современном мире не только рождение и воспитание детей связано с различными вопросами и трудностями, но и прежде всего само создание семьи. К нему люди зачастую подходят с неправильным пониманием смысла брака. Многие не осознают, что христианская семья является путем ко Спасению, в котором будут и трудности, в которых прежде всего нужно полагаться на Волю Божию. Важно понимать, что семья – это крест и послушание.
Свт.Феофан пишет своему духовному чаду: «Смущает вас внешнее положение, и настоящее и особенно будущее, не столько за себя, сколько за семью. - Возверзите на Господа печаль свою. И молитесь, да устроит, как Его святой Воле угодно. Семья ваша разве не Божия? И об ней разве Он не промышляет, как и о всех? - Молиться же о сем никакого нет греха... Кто научил нас в молитве взывать: хлеб наш насущный даждь нам днесь... не оскорбится, когда воззовем и о прочем житейском, все впрочем предавая во святую волю Его.
– Семья – это житейский крест для главы! Терпи, покорствуя Господу, и все с своей стороны делая, все предай в волю Божию».
Святитель Феофан наставляет о семейном быте и заботе о детях :
«Снедает вас забота о детях... и их семейном быте, а совесть претит. Если совесть претит, то значит, дело уж чересчур. И надо его умалить. Положите себе, во-первых, не пытать, что им нужно, а когда узнаете без пытания, тогда, что важно и трудно, за то беритесь, а что мало и легко, то и сами справят. Так понемножку и отвыкните. Без забот и попечений как прожить? Но все в меру, а главное, с преданием себя в волю Божию. Вы все сами хотите устроить детей, а Богу ничего не предоставляете. А на деле надо все Богу отдать, не прекращая, конечно, и своего попечения, но не придавая ему и слишком много значения» .
Также Владыка Феофан поучает родителей о воспитании дочери. Он пишет о том, что девочек нужно наставлять спокойно, с родительской любовью и нежностью, личным примером. Святитель пишет: «Девочку учить надо... Всякий раз, как прорвется худое, толкуйте ей, как это нехорошо, - и прибавляйте, что так мужички только делают. Кто ни увидит тебя, будет говорить: вот и барышня, а ничем не лучше мужичков...»
«Надо ее поучить, чтоб она навыкла владеть собою. - Делайте так. Когда прорвется эта немочь, вы ничего не говорите ей. – Потому что и вы немного неспокойны бываете, – и она в смущении или волнении некоем. – Добра никакого не выйдет говорить в таком состоянии. Но когда успокоитесь оба, в тот ли день, или в другой, начинайте ей говорить матерински. Хочешь быть умницею, разумницею? Никогда не допускай слабости, чтоб у тебя срывалось что с языка, или прорывалось движение, показывающее, что у тебя на душе есть некая неурядица. Это всегда унижает, и показывает, что ты не умеешь владеть собою. - Мне больно видеть это в тебе. Любя тебя, я желаю, чтоб ты была во всем совершенна. Это совсем немудрено сделать. Делай так: когда приходит в движение душа, - укроти сие движение и тогда говори и действуй; а пока смятение есть, – перемолчи. Несколько опытов - может быть не совсем удачных – доведут до удачных, и конец» .
В воспитании сыновей советует родителям усерднее молиться и надеяться на просвещающую благодать Божию и Его безграничную милость. А вместе с этим понемногу, но с усердием научать чадо благодушию, молитве, милостыне, добрым делам.
Он пишет: «С сыном, правду говорите, лучше не толковать о религиозных делах. Молитесь только усерднее... и Господь помилует его, послав ему свет благодати, просвещающей и вразумляющей, – и все колебания прогоняющей» .
«О буйном сыне молитесь. Бог даст укротится. Это у него навеянное молодечество. А пока-то придет укрощение его – даруй вам Господи терпение. Утешайтесь другими сыновьями... и довольствуйтесь тем. Да даст им Господь пробыть неизменными в добрых настроениях своих» .
«О сыне много не тужите. Каков нрав, смотрите; а жизнь потом заставит перекреститься. – Что любит стяжания, это еще не великая беда. Степеннее будет. Не иметь нельзя, ибо надо есть, пить, иметь кров и проч. Надежду только при имении на Бога возлагать надо – часть уделять неимущим. Учите его по копейке давать бедному, хоть в воскресенье только. Начав с этого, и далее пойдет. И молитвою не докучайте; можно надоесть. Советуйте ему хоть немного, да молиться утром и вечером, не читая никаких молитв, а так умно очи к Богу возводя. Вечером – Бога поблагодарить за день, утром попросить о дне, – своими словами, как знаешь, – только бы делом. И этого довольно. Поклоны – три-пять – с такими мыслями. И днем иногда пусть обращается к Богу с краткою молитвою: Господи, помилуй, благослови, Господи. Больше этого не нужно. «Трудно ли это, – скажите ему. – Ну, как доставь мне утешение что будешь делать так» .
«Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время – и короткое; – стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие» , – пишет святитель о молодежи.
Писал Владыка Феофан и о взятых на воспитание сиротах . Святитель говорит о том, что воспитывать приемных детей – угодное Богу дело, советуя родителям растворять строгость теплотою любви, которой Господь питает их родительские сердца.
Он пишет: «Богу приятно, когда детки Его к Нему устремляют очи свои в молитве... но не менее Ему приятно, когда они, любимые детки, заботливо спешат присмотреть за другими Его детками. Так не смущайтесь. И молясь, дело Божие исправляйте, и за малюткою смотря – то же творите. И Бог одинаково умильно смотрит на вас, и когда молитесь, и когда около малютки хлопочете. Куда как хорошо, что вы любите дитя. Любовь ваша прямо душу ее питает, и она не чует лишенья матери. Пробудьте в этом расположении» .
«Заступаюсь за сиротку. Не всегда штраф. Почаще – уговаривание. Это мягче и прочнее. Строгость непрестанная жестка и безотрадна. Поблажки, конечно, не следует допускать, но и строгость надо растворять теплотою любви. Я уверен, что у вас дело так и идет» .
При отчуждении детей Феофан Затворник наставляет родителей искать причины в себе и иметь больше любви к своим чадам. Эта любовь покрывала бы все неустроенности. Он пишет: «Детей отчуждение – дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки, то что дивного, что они отчуждаются от вас?» .
«Невнимание от сыновей должно быть очень чувствительно. Потерпите и их, любовью покрывая их неисправность. Бог даст, придут в чувство и раскаются. И все пойдет как по маслицу. Благослови вас Господи!» .
Владыка Феофан утешает родителей, чада которых не имеют веры. Святитель советует молиться Богу, быть внимательнее к своим детям, располагать их к себе благодушием . Он пишет: «Вас смущает участь детей. Что делать? Почти общая дань ныне всех родителей та же. Воздух дурной, и предурной. А средств горю помочь нету. Молитва одна, но ей приемлемость пресекается возмущением веры. Хорошо, если б можно было расположить детей, чтоб сказывали, что их приводит в недоумение и отталкивает от веры, или бы ухитриться как-нибудь выпытывать у них, что засело в голове и сердце. Тогда можно бы исподволь наводить их на неправость вновь слышанного и правость исстари ведомого. Всяко мне думается, родителям не мешает с этой стороны касаться угрожающей их детям беды. Авось благословит Господь начинания их!»
О ХРИСТИАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело, такое решительное и непоправимое, что рука всякого истинно русского человека, прикасаясь к нему, невольно задрожит. Здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины.
К.Д.Ушинский
Христос воскресе! Этим радостным пасхальным приветом мы утверждаем великую истину: воскрес Христос, а значит, и мы, по словам апостола Павла, воскреснем, значит, воскресением Христовым побеждена смерть, побеждена власть греха!
Но для того, чтобы стать причастными Христову Воскресению, необходима жизнь христианская, необходимо нести крест Христов, сораспяться Христу.
Ныне тяжко страждет наша Русь. Страждет от безверия и богохульства, жестокости и разврата. Семьи разрушаются, дети остаются без христианского воспитания. Сбываются пророческие слова Господа: «И за умножение беззаконий во многих охладеет любовь». Всё меньше и меньше остается в нашей жизни христианской любви!
Воскреснет ли Россия Православная? Победит ли в духовной брани с духами злобы поднебесными?
С тревогой и болью размышляя об этом, невольно смотрим на своих детей, ведь от них зависит будущее нашей Родины. Какими будут они, такой будет и страна наша. Прорастут ли в их сердцах семена веры и любви, которые мы стараемся насадить в них, принесут ли они добрый плод христианской любви. Мы ведём жестокую духовную брань за души наших детей. Как трудно сохранить их сердца чистыми, не развращёнными, не отравленными гордостью, ум их незамутнённым суетным всезнайством и ложным плотским мудрованием. Кажется, все силы зла ополчились на юное поколение. В школе их учат разврату и язычеству, дома с экранов телевизоров им внушается культ роскошной жизни, прививается жестокость, любовь к лёгкой нечестной жизни, к богатству и роскоши.
Нет наших сил бороться со злом!
Но не забудем слов Господних: «Сила Моя в немощи совершается». Силён Бог воскресить страну нашу, народ наш. Всё зависит лишь от нашей веры, нашего терпения и любви.
Отрадно, что сейчас по всей России возрождаются храмы Божии, при них открываются Воскресные школы, в которых дети с юных лет изучают Закон Божий, основы Православной веры. Однако часто мы видим, что знание молитв и христианского катехизиса оказывается недостаточным для того, чтобы наши дети стали настоящими христианами.
Цель жизни православного человека состоит в его духовном единении с Богом. Это единение достигается через воцерковление, то есть одухотворение, преображение жизни силой Святаго Духа. Этим определяются и основы православного воспитания. Вне Церкви христианское воспитание невозможно.
Обратимся же за помощью к наследию святой Церкви - к советам святых отцов. Наш известный русский святитель Феофан, Затворник Вышенский, в своих сочинениях и наставлениях духовным чадам весьма часто касался вопроса о христианском воспитании детей. Ныне предлагаем вашему вниманию выдержки из его книги «Путь ко спасению». (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание Христианского нравоучения. Изд. Псково-Печерского монастыря, 1994, стр. 22-46).
В своей книге святитель рассматривает вопрос о христианском воспитании с самых первых дней жизни ребенка. Он пишет: «Через крещение в младенце полагается семя жизни о Христе и есть в нём, но она ещё как бы не его... Жизнь духовная, зарождённая благодатию крещения в младенце, станет собственной человеку, явится в полном свёем виде... когда он, возникши к сознанию, свободным произволением посвятит себя Богу... Понятно само собою, что после крещения младенца очень важное дело предлежит родителям и восприемникам: так вести крещённого, чтобы он, пришедши в сознание, сознал в себе благодатные силы, с радостным желанием восприял их, равно как и сопряжнные с ними обязанности и требуемый ими образ жизни».
«Как поступать с крещённым, чтобы пришедши в возраст, он ничего более не желал, как быть истинным христианином. Или - как воспитывать по-христиански?» - задает вопрос святитель и предлагает некоторые советы для дела христианского воспитания.
«Младенец живёт, - пишет святитель, - следовательно, можно влиять на его жизнь». Для такого влияния прежде всего необходимо частое причащение Святых Тайн, а также вера и благочестие самих родителей, «Все сие в совокупности составит спасительную вокруг младенца атмосферу... Частое причащение Святых Христовых Тайн (можно прибавить: сколь можно частое) живо и действенно соединяет с Господом... освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для тёмных сил. Поступающие таким образом замечают, что в тот день, когда причащают дитя, оно бывает погружено в глубокий покой... Иногда оно исполняется радостью и игранием духа... Нередко святое причащение сопровождается и чудодействиями. Св. Андрей Критский в детстве долго не говорил. Когда сокрушённые родители обратились к молитве и благодатным средствам, то во время причащения Господь благодатию Своею разрешил узы языка, после напоившего Церковь потоками сладкоречия и премудрости...»
Далее святитель Феофан отмечает: «Большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь, прикладывание к святому Кресту, Евангелию, иконам... также и дома - ...частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святой водой, курение ладаном... вообще - всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых тёмных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающейся только душе, чтобы своим дыханием заразить ее».
Очень важно при этом, как живут сами родители. Неверие, небрежность, нечестие и недобрая жизнь родителей могут разрушить все спасительные дары, полученные ребёнком в храме. «Поэтому дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях».
«Начавши такое устроение от колыбели, должно уже продолжать его потом и во всё время воспитания: и в детстве, и в отрочестве, и в юношестве. Церковь, церковность и Святые Тайны - как скиния для детей, под которой они должны быть неисходно».
«Когда у дитяти начинают пробуждаться силы, одна за другой, родителям и воспитателям должно усугубить внимание. Ибо когда, под осенением показанных средств, будет возрастать и усиливаться в них тяготение к Богу и увлекать вслед за собою силы, в то же самое время и живущий в них грех не дремлет, а усиливается завладеть теми же силами. Неизбежное следствие этого - брань внутренняя. Так как дети неспособны вести ее сами, то место их разумно заменяют родители...»
«Основные возбудители, влекущие ко греху, суть своеумие (пытливость) в уме, своеволие - в воле, самоуслаждение - в чувстве. Поэтому должно так вести и направлять развивающиеся силы души и тела, чтобы не отдать их в плен плотоугодию, пытливости, своеволию и самоуслаждению, - ибо это будет плен греховный, - а напротив, приучать отрешаться от них и преобладать над ними...»
О питании святитель Феофан замечает; «должно так питать дитя, чтобы, развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия. Не должно смотреть, что дитя мало, - надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над ней..,»
«...даже врачи и педагоги советуют: 1) избирать здоровую и годную пищу... 2) подчинить употребление пищи известным правилам (...приспособительно к возрасту), в которых бы определялось время, количество и способ питания и 3) потом от установленного таким образом порядка без нужды не отступать».
«Второе отправление тела есть движение... должно иметь в виду, чтобы, укрепляя силы тела, не раздуть чрез то своеволия и ради плоти не погубить духа. Для этого главное - мерность, предписание, надзор. Пусть дитя резвится, но в то время, в том месте и тем родом, как ему приказано. Воля родителей должна запечатлевать всякий их шаг, разумеется, в общем. Без этого легко может покривиться нрав дитяти. Своевольно порезвившись, дитя всегда возвращается не с готовностью слушаться даже в каких-нибудь малостях».
«...Должно поставить правилом приучить тело безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жара, холода, уязвлений, болей и прочего. Главное зло в отношении к телу - телолюбие и жаление тела. Оно отнимает всякую власть у души над телом и делает первую рабой последнего; напротив, не жалеющий тела не будет в своих предприятиях смущаться опасениями со стороны слепого животолюбия... Главное - содержать тело не так, чтобы оно принимало одни только приятные впечатления, а напротив, более содержать под впечатлениями обеспокоивающими. Теми разнеживается тело, а этими укрепляется; при тех дитя всего боится, а при этих на все готово и способно стоять в начатом терпеливо... это очень важно в жизни христианской, по самому существу своему отрешённой от чувственности и всякого угодия плоти.
Итак, не должно оставлять на произвол развитие тела дитяти, а надо держать его под строгой дисциплиной с самого начала, чтобы потом передать его в руки самого воспитываемого уже приспособленным к жизни христианской, а не враждебным ей».
Говоря о душе, святитель замечает: «Первый материал, первую пищу для образования своего она получает извне, от чувств, через воображение... Пусть чувства получают первые впечатления от предметов священных: икона и свет лампады - для глаз, священные песни - для слуха и пр. Дитя не понимает ещё ничего из того, что у него перед глазами, но его глаз и слух привыкает к сим предметам... За чувствами и первые упражнения воображения будут священны; ему легче будет воображать эти предметы, чем другие...»
«Итак, пусть ограждают дитя священными предметами всех видов; всё же, могущее развратить в примерах, изображениях, вещах - удаляют».
Вместе с развитием в ребёнке чувств «возникают у дитяти и страсти и начинают тревожить его с раннего времени. Дитя еще не говорит, не ходит, только что приучилось сидеть и брать игрушки, но уже серчает, завидует, присваивает себе, особится и прочее, вообще, являет действие страстей». Как противодействовать этому злу. Святитель Феофан предлагает следующее: «1) предупреждать возникновение страстей; 2) если проявилась какая-нибудь страсть, надо спешить погасить ее... Благонадёжнейший способ врачевания страстей - употребление благодатных средств» (т.е. церковных Таинств). К ним с верою должно обращаться».
Ум. «У детей скоро обнаруживается смышлённость. Она современна говорению и растёт вместе с усовершением последнего. Поэтому начать образование ума нужно вместе со словом. Главное... это здравые понятия и суждения по началам христианским о всём встречающемся... Пусть родители, когда говорят, называют вещи всегда собственными их именами». Пусть говорят прямо, что хорошо и что плохо. «Пусть говорят с детьми... хорошо ли, например, наряжаться, счастье ли это, когда получишь похвалу, и прочее...» «Истина доступна всякому. Что малое дитя премудрее философов - показал опыт... Например, во время мученичества, малые дети рассуждали о Господе Спасителе, о безумии идолопоклонства, о будущей жизни...»
Воля. «Дитя многожелательно: всё его занимает, всё влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, оно всего желает и всё, что желает, готово выполнить. Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Поэтому родители строго должны блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению её в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения. Пусть со всяким желанием прибегают к родителям и спрашивают; можно ли сделать то или другое? Убедить их опытами собственными и чужими в том, что им опасно, не спросясь, исполнять свои желания, настроить их так, чтобы они даже боялись своей воли. Это расположение будет самое счастливое, но вместе оно и самое лёгкое для напечатления, ибо дети и так большей частью обращаются с расспросами к взрослым, сознавая своё неведение и слабость; стоит только возвысить это дело и поставить его им в закон непременный. Естественным следствием такого настроения будет полное послушание и покорность во всём воле родителей, наперекор своей... Отучая от своей воли, надо приучать детей делать добро. Для этого пусть родители сами представят истинный пример доброй жизни... Дети любоподражательны. Как рано они умеют копировать мать или отца!»
Сердце. «При таком действовании ума, воли... само собою и сердце будет настраиваться к тому, чтобы иметь чувства здравые, истинные, приобретать навык услаждаться тем, что действительно истинно услаждает, и нисколько не сочувствовать тому, что, под прикрытием сладости, вливает яд в душу и тело».
«Когда человек был в союзе с Богом, - находил вкус в вещах Божественных и освящённых благодатию Божией. По падении он потерял этот вкус и жаждет чувственного. Не должно допустить до этого, должно оградить сердце. Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой неисходно должны быть содержимы воспитываемые дети». При этом в сердце ребёнка легко запечатлевается сочувствие ко всему церковному, сладость пребывания в храме Божием.
Далее святитель Феофан пишет о воспитании детей школьного возраста: «Нельзя определить, когда человек приходит к сознанию себя христианином... На деле это бывает разновременно: в 7, 10, 15 лет и позже... При этом непременное правило - хранить весь прежний порядок без изменения и на всё время обучения... должно оградить детей-учеников, как и младенцев, благочестием всех окружающих, церковностью. Таинствами.., Пусть обучение будет так расположено, чтобы видно было, что главное и что подчинённое.
Вас смущает участь детей. Что делать? Почти общая дань ныне всех родителей та же. Воздух дурной, и предурной. А средств горю помочь нету. Молитва одна, но ей приемлемость пресекается возмущением веры. Хорошо, если б можно было расположить детей, чтоб сказывали, что их приводит в недоумение и отталкивает от веры, или бы ухитриться как-нибудь выпытывать у них, что засело в голове и сердце. Тогда можно бы исподволь наводить их на неправость вновь слышанного и правость исстари ведомого. Всяко мне думается, родителям не мешает с этой стороны касаться угрожающей их детям беды. Авось благословит Господь начинания их!
Что в заведениях дети становятся не те уже - что делать? Время мудреное. При всем том нельзя думать, чтоб все внушаемое им (доброе) пропадало или пропало. Все остается и в свое время принесет плод. Вы своего не оставляйте, чем можете содействуя тому, чтоб они не совсем сбились с дороги, а успех - все от Господа. Молитесь более… помогайте нуждающимся более, их молитве поверяя детей. Эта молитва сильна.
Детей вразумлять есть долг родителей, - стало, и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит. Чтобы детям благословил Господь избежать опасностей, надо молиться и день и ночь. Бог милостив! Он имеет много средств предотвращать, какие нам и в голову не придут. Бог всем правит. Он мудрый, всеблагий и всемощный Правитель. И мы принадлежим к Царству Его. Чего же унывать? Он не даст Своих в обиду. Об одном надо заботиться, как бы не оскорбить Его, и Он не вычеркнул вас из числа Своих.
Горюете о детях. На то вы мать, чтоб о детях горевать. Но приложите к гореванию молитву… И Господь ублагоустроит детей. Поминайте матерь блаженного Августина. Плакала-плакала, молилась-молилась! И вымолила, и выплакала, что Августин опомнился - и стал как следут быть.
О сыне много не тужите. Каков нрав, смотрите, а жизнь потом заставит перекреститься. Что любит стяжания - это еще не велика беда. Степеннее будет. Не иметь нельзя, ибо надо есть, пить, иметь кров и прочее. Надежду только при имении на Бога возлагать надо, часть уделять неимущим. Учите его по копейке давать бедному, хоть в воскресенья только. Начав с этого, и далее пойдет.
И молитвою не докучайте, можно надоесть. Советуйте ему хоть немного да молиться утром и вечером, не читая никаких молитв, а так, умно очи к Богу возводя. Вечером - Бога поблагодарить за день, утром попросить о дне - своими словами, как знаешь, только бы делом. И этого довольно. Поклоны три-пять с такими мыслями. И днем иногда пусть обращается к Богу с краткою молитвою: «Господи, помилуй; благослови, Господи». Больше этого не нужно. «Трудно ли это, - скажите ему. - Ну, так доставь мне утешение…»
Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время, и короткое, - стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.
Детей отчуждение - дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?..
Вам нельзя одним спасать душу свою. Часть в этом неотложную имеет и попечение о детях, ласки к ним, материнская нежность, безмолвное вразумление.